Квадратная крышка к круглой коробке

Европейский интерьер
Японская культураМногое так и остается непонятым и чуждым европейскому сознанию в культуре этой страны, и поэтому, когда говорят о японском стиле, то имеют в виду скорее отдельные, особо пришедшиеся по душе заимствования. Конечно, можно с удовольствием пить чай за низеньким столом, но далеко не многие способны вытерпеть традиционное многочасовое сидение на корточках, предпочитая все же нежиться среди диванных подушек. Хотя медики и подтверждают, что восточный вариант гораздо полезнее для здоровья.
В современных мегаполисах традиции японского формирования пространства особо полюбились не в последнюю очередь оттого, что они наиболее близки минимализму. Когда повседневная жизнь перегружена деталями, начинаешь особенно ценить их отсутствие в собственном интерьере. Трепетное отношение Востока к природе роднит японский стиль с еще одним не менее актуальным сегодня направлением – «эко»: мебель и отделка в обоих случаях выполняется исключительно из натуральных материалов, при выборе тканей отдается предпочтение хлопку и шелку.

Японский интерьер
Японская культураЕсли говорить об общем подходе при создании интерьера в японском стиле, то его можно обозначить как поиск большого посредством малого. Даже в крохотном камне кроется бесконечно многое! Поэтому форма, цвет и декор предмета, выполненного в этом стиле, должны всегда иметь смысл. Однако современный темп жизни вносит свои коррективы в философию созерцания. Европейцу попросту некогда бывает наслаждаться пустотой и покоем, тогда как для восточного человека нет состояния прекраснее. на Западе баланс в интерьере достигается путем добавления элемента, в то время как на Востоке с этой целью убирают лишнее. В японском интерьере ограничатся одним цветком, тем самым лишь подчеркнув его индивидуальность и красоту, в то время как житель Старого света предпочтет богатый букет. И такое положение вещей вполне закономерно, ведь «позаимствованные» у Востока приемы лишь легли поверх многовековой европейской культуры. Поэтому же даже в самом приближенном к японскому интерьере традиционная узорчатая циновка («татами») с хлопковым матрацем поверх нее («футон»; по утрам его сворачивают и убирают во встроенный шкафчик-нишу) заменяется привычной нам кроватью на ножках.
Что уж говорить о деревянной подставке под голову на ночь! Европейцу сон на такой «подушке» показался бы пыткой, и не оправдала бы подобные жертвы даже пламенная любовь к Востоку.

Пространство и свет
Японская культураВ японском доме ниши («шигай-дана») выполняли функцию встроенных шкафов. Собственно, в этом плане мало что изменилось. Одна из ниш с приподнятым полом («токо-нома») обязательно оставлялась пустующей, но в европейском интерьере это правило не соблюдается. Традиционную для японцев обивку стен светлыми породами древесины европейские дизайнеры заменили покраской и обоями.
Классическое японское помещение освещалось через наружные стены-перегородки из полупрозрачной белой бумаги («сёдзи»). Внутренние раздвижные рамы, оклеенные картоном, носят название «фусума». Современным аналогом этих элементов служит разнообразная имитация – «японские панели», бамбуковые жалюзи и матовое стекло. Все эти перегородки делили дом на мобильные функциональные зоны.
Особое внимание японцами во все времена уделялось освещению, способному «проявить» предмет или «скрыть» его. Предпочтение и по сей день отдается светильникам простых форм с тканевыми абажурами на деревянных каркасах.
Интерьеры в японском стиле принято украшать маленькими шкафчиками и шкатулками, инкрустированными позолоченной бронзой, соломенными и бамбуковыми ковриками, куклами в кимоно, веерами и фарфоровыми вазами. Обязательные атрибуты – иероглифы и миниатюрное дерево – «бонсай».
При выборе цветовой гаммы отдают предпочтение светлым «земляным» тонам: белому, бежевому, молочному или кремовому, темнокоричневому, оливковому и цвету красного молотого перца.

Из-за ширмы

Японская культураФормы и пропорции традиционной для японцев мебели попросту непривычны и чужды европейцу. В итоге, при меблировке сегодня мало кто ограничивается только низким столиком «хабузай», предпочитая дополнить интерьер привычной высокой столешницей. Благодаря влиянию Востока, европейцам также полюбились массивные сундуки с хаотично расположенными выдвижными ящичками и металлическими узорными накладками. но, не смотря ни на что, основной принцип восточного интерьера, рассчитанного на восприятия с позиции «сидя», все также чужд человеку Запада, воспринимающему мир «стоя» или еще лучше – «лежа».
С этим новшеством согласны мириться далеко не многие европейцы, предпочитая по старинке выстраивать мебель у стен, в то время как для японца местом отдыха остается центр комнаты. Пожалуй, единственный элемент классического японского интерьера, который вошел в европейский быт практически без изменений, – это ширма. Да и то только потому, что аналогичная конструкция была уже давно известна и привычна Старому свету. Особо ценилась и ценится японская мебель благодаря ее специальному лаковому покрытию (изготовлялся из сгущенного древесного сока – «уруси»). Техника эта трудоемкая, порой на основу наносилось до двухсот слоев, каждый из которых предварительно высушивался. нередко такой процесс занимал годы, а порой – даже десятилетия. Зато впоследствии предмету не страшны были никакие воздействия – ни кипяток, ни щелочь, ни кислоты, ни огонь. Изделия из черного и красного лака в этой технике были известны еще задолго до японского Средневековья.
Очень красиво смотрится рисунок, нанесенный путем распыления золотого или серебряного порошка поверх еще не высохшего лака. не менее впечатляюще выглядит и изображение, созданное в технике высокого рисунка: в этом случае мастер смешивал лак с размельченной угольной пудрой или глиной, получая в результате едва заметный рельеф. Со временем стали применять дополнительно еще и инкрустацию миниатюрными кусочками золотой и серебряной фольги, перламутром.

Не бывает прямых путей
Японская культураСовременная Япония существенно отличается от сложившихся у европейцев представлений о ней. В ХХ веке архитектура и дизайн перестали быть замкнутыми в канонах многовековых традиций, самые известные японские мастера прошли через европейские и американские школы. Гибкое восточное мышление, жадное до технологических новинок, внедряет и комбинирует старое с новым, привычное с чуждым национальному восприятию.
но при всем при этом любой японец, даже переехав в Европу и прожив на ее территории большую часть своей долгой жизни, все равно будет оставаться, в первую очередь, носителем традиций, продолжая обозревать универсум с позиций национального мышления. А так как сама Япония и по сей день для остального мира все так же загадочна и малопонятна, то и ее представители с таким же ни на что не похожим взглядом на окружающую их действительность вызывают удивление и восхищение. И если Запад берет у Востока новые для себя приемы и техники, создавая вещь «в стиле», ища лишь источник вдохновения, приноравливая к своему образу мышления, то японцы пытаются понять чуждую им культуру изнутри. Европейцы делают «как японцы», японцы творят «как японцы» обогатившиеся на почве другой культуры. В этом – существенная разница между двумя мировыми цивилизациями. Среди самых ярких представителей японского «европеизма» можно назвать Кензо Такада. Ему же принадлежат слова, только подтверждающие вышесказанное: «В Париже каждый камень, каждое облако, каждый прохожий помогают мне в творчестве. Хотя в душе я остался японцем».

Феномен кензо такада
Японская культураКензо как никто другой умеет сочетать дальневосточные влияния с парижским шиком, экстраординарно комбинируя в своих коллекциях одежды контрастные рисунки и расцветки, смешивая их в невероятных сочетаниях. Он совершил революцию еще в 70-е годы прошлого века, соединив кимоно с западной одеждой, а затем первым превратил свои показы в грандиозное шоу. «Экзотика – это я сам», – написал однажды Кензо. но для мастера это не просто красивая фраза: он живет, следуя этому правилу.
Оставаясь японцем, Такада формулирует «номадизм» – философское движение, утверждающее абсолют природы и простых радостей жизни. И после долгих лет скитаний создает, наконец, свой собственный дом в центре Парижа.
В 1987 году Кензо Такада приобретает большой участок земли неподалеку от площади Бастилии и перепланирует старое фабричное здание в большой четырехэтажный дом, облицованный деревом, в окружении двух садов и озера. При этом всем Кензо даже в мелочах следует национальному самосознанию: и ландшафтный дизайнер, и повар в его доме – японцы. В одном из садов по традиции помещается даже домик для чайной церемонии. В то время как интерьер с полом, устланным татами, воплощает принцип «ваби» – естественности и простоты.
И только эклектичность внутреннего наполнения отражает личность хозяина, впитавшую традиции восточной и западной культур. Особенно характерно в этом плане обустройство столовой, где обеденный китайский стол окружен стульями в стиле французского ампира.
В декабре прошлого года Кензо принял окончательное решение расстаться с домом, оценив свое «детище» в € 12 млн. Японцам свойственна камерность жилища, и для Кензо парижский четырехэтажный особняк слишком велик. (Читайте о разных стилях и способах декора стен).

Японский универсализм
Японская культураСобственно говоря, на примере Такада мы видим все характерные особенности тандема Восток-Запад: упорство в своих стремлениях, постоянный поиск на пути самосовершенствования, непрерывная цепь формулировок вопросов, с последующими их решениями, поразительная универсальность и, конечно же, верность традициям.
Еще в 1988 году дизайнер выпустил свой первый парфюм. После перерыва, длившегося с 1999 года по 2006-й, Кензо вновь возвращается в высокую моду, но с тех пор больше не ограничивается дизайном одежды. По возвращении он создает коллекцию Lumieres d’Asie для французской марки хрусталя Baccarat. И, как и прежде, изделия моделируются им по принципу контраста Восток-Запад. Вазы Quatre Saisons отражают тему смены времен года, которая является одним из самых частых мотивов в японском прикладном искусстве. Четыре сезона Кензо символически воплотил в хрустале в виде цветущей сакуры, колосьев спелой пшеницы, схваченных первыми заморозками ветвей деревьев и заснеженных горных вершин.
Сегодня «самый французский из японских дизайнеров» решил покорить очередную вершину. Кензо Такада всерьез занялся разработкой принадлежащей ему марки Yume, а это значит, что Европу в скором времени ожидают новые открытия в области дизайна предметов интерьера. Ведь у Кензо еще все впереди.

Автор: Людмила Молодан
Источник: Перепланировка квартирч


Услуги:

топ
Маячная штукатурка стен Goodmaster
топ
Поклейка стеклохолста на стены Goodmaster
топ
Покраска стен Goodmaster
топ
Уборка после ремонта Goodmaster
 

Вы не зарегистрированные на сайте. Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь пожалуйста.

Похожие статьи